Пару дней назад, что называется, "зацепились языками" с сотрудницей. Слово за слово, Олег Даль, красноармейская привычка разминать папиросу, фильм "Вариант Омега".
В результате, посмотрела в среду первую серию, а в пятницу, плавно перешедшую в субботу – четыре остальных.
От самой себя не ожидала, что фильм так меня потрясет. И ведь не в первый раз смотрю его. Видела, как минимум, дважды, хоть и очень давно.
Во время просмотра первой серии, еще мешали новые стереотипы, благоприобретенные посредством "штрафбата", "утомленного солнца" и прочих, раскрывающих на войну глаза, новоделов. "Не хватало" бдительных смершевцев, дубасящих перебежчика Зверева. Да и самого Сергея должны были не в госпиталь тащить, а в допросную.
Но это так, мелкая деталь. Прошлое веками перекраивается под нужды настоящего, и говорить я об этом не хочу.
Как талантливо снят и сыгран фильм!
Как страшно его смотреть! Даже зная, что "наши" победят. Даже помня, что это уже видела.
Как просто и честно Скорин признает, что боится. И как страшно смотреть, как он провоцирует собственный арест. Поступать наперекор естественному стремлению разведчика не выделиться, не привлечь внимания, не проколоться. Я говорю не решаемой сверхзадаче, а о неимоверном усилии, нужном, чтобы начать легонько проминать пальцами папиросу. Первый шаг в неизвестность.
По всем расчетам, его должен был брать абвер. И вдруг – гестапо. Все предположения – псу под хвост. Я не верю, что он твердо рассчитывал на вмешательство фон Шлоссера и не испугался до чертиков, оказавшись в "гостях" у Маггиля. Чего ему стоило не запаниковать...
А "операционная" Вальтера и сцена в ней? Ни какие современные спецэффекты, ни какие натуралистичные съемки с истошными криками и кровавыми фонтанами не передадут такого ужаса, как суета Маггиля и остановившийся взгляд Даля.
Терзания Шлоссера я воспринимаю менее остро, но и его положение вызывает некоторую долю сочувствия. Не получается играть в грязные игры чистыми руками. Он проиграл вчистую. А Скорин грязью не пренебрег. И выиграл. И выжил.
А сцена в комнатке Скорина: "Вы не знаете, где Лота?". "Я давно ее не видел". И "клетка" пальцами.
Вообще, в фильме часто показывают руки. Рука на ключе передатчика, рука на столе, рука на плече, лицо прикрыто рукой.
А какие лица! Повторюсь: я очень давно смотрела этот фильм, но Олега Даля полюбила именно после него. И теперь вспомнила за что. А Маггиль-Калягин, то лопающийся от самодовольства, то ерзающий по горячей сковороде. И все это взглядом, полуулыбкой, прищуром.

Эх, несет Остапа в три часа ночи.
Пересмотрю еще раз.
Завртра.

@темы: фильм